Как лаурилсульфат натрия раздражает кожу Тест с лаурилсульфатом натрия (ЛСН) - хорошо изученная модель развития контактного дерматита, вызванного раздражением детергентом. Известно, что в тестах, моделирующих мытье с использованием моющих средств (washing tests), кожа продолжает оставаться излишне сухой 1-2 часа после процедуры, а при повторном мытье сухость кожи сохраняется значительно дольше. Следовательно, длительность повышенной сухости кожи изменяется в зависимости от степени воздействия ЛСН.
В одном из ранее проделанных исследований 2%-ный раствор ЛСН наносили на 6 часов, накрыв герметичной повязкой, и измеряли различные параметры кожи. ТЭПВ и перфузия эпидермиса, измеренная лазерным доплеровским методом, были значительно выше в течение 2-3 дней. Изменения рогового слоя по данным корнеометрии не были существенными. ТЭПВ была максимальной через 24 часа, а максимальный поток крови в коже и ее покраснение наблюдались через 72 часа. В новом эксперименте ученые из Германии и Швейцарии решили посмотреть ответ кожи на более длительный контакт с ЛСН.
Двадцати добровольцам ко внутренней стороне одного из предплечий на 24 часа прикладывали кружок фильтровальной бумаги, пропитанный 1%-ным раствором ЛСН. Площадь контакта составила 1,1 см2. Измерения проводили перед началом эксперимента, после его завершения, три последующих дня, а также на 7-й и 9-й день после удаления раздражителя. Измеряли гидратацию рогового слоя, трансэпидермальную потерю воды (ТЭПВ), перфузию эпидермиса (доплеровским методом), красноту кожи (колориметрическим методом).
Гидратация рогового слоя сразу же после раздражения уменьшалась, а примерно через сутки становилась больше исходной и держалась на этом уровне примерно 3 суток. В первоначальное состояние кожа приходила лишь через 7 дней. Трансэпидермальная потеря воды и перфузия эпидермиса также увеличивались и оставались повышенными 7-9 дней. Покраснение кожи наблюдалось с 1-го по 7-й день, а на 9-й уже не отличалось от контроля.
Ранее было доказано, что ЛСН почти не повреждает межклеточные липиды рогового слоя, но действует на корнеоциты базального слоя. По-видимому, кратковременное высушивание рогового слоя вызвано не внедрением молекул ЛСН в слой барьерных липидов и не повреждением этих липидов, а нарушением их синтеза.
Увеличение ТЭПВ длилось дольше, что связано с нарушением барьерной функции. Возможно, что при длительном контакте с ЛСН его внедрение в слой барьерных липидов может также вносить свой вклад. Даунинг доказал, что в липосомы, состав которых подобен составу липидов рогового слоя, может встраиваться до 18 % ЛСН. Липосомы с лаурилсульфатом натрия более проницаемы для глюкозы, чем такие же по составу липидов, но без этого вещества. По-видимому, в изменениях ТЭПВ играет роль и нарушение синтеза липидов.
Поток крови в дермальном слое изменяется примерно так же, как и барьерная функция. Это может означать, что гиперемия субпапиллярных сосудистых сплетений может служить причиной нарушения барьерной функции рогового слоя. Молекулы поверхностно-активных веществ с раздражающим эффектом могут проникать в живой эпидермис и внедряться в его липиды. Это похоже на эффект депо с тем лишь отличием, что ЛСН не просто накапливается в липидном пуле, но и служит раздражителем. Краснота также сначала усиливается, а потом кожа становится бледной.
Все эти данные указывают на то, что сухость кожи, прежде всего, происходит из-за повреждения корнеоцитов, а не барьерных липидов.
Источник:
Gloor M., Senger B., Langenauer M., Fluhr J.W. On the course of the irritant reaction after irritation with sodium lauryl sulphate. Skin Res and Technol 2004; 10: 144-8.