Увидев
большой интерес мастеров к тонкостям работы с цветом, я решила
перенести сюда запись из своего блога. Надеюсь, данная информация будет
интересна. В конце этой записи вы сможете найти полезные ссылки по
работе с цветом.
Мне всегда хотелось понять, как работать с цветом, как сделать
сочетание цветов гармоничным и как сделать это не просто интуитивно
(ведь интуиция может и подвести), а осознанно. Раньше, работая с
ссылками, указанными ниже, я методом проб и ошибок составляла свои
цветовые схемы, но теперь у меня совсем иной подход...
ГАРМОНИЯ ЦВЕТА.
Цветовая
гамма, хотя на первый взгляд и кажется сложной, на самом деле
предельно проста. Но прежде чем начать изучать ее, полезно ознакомиться
с основной терминологией цвета. ЦВЕТ (как таковой) — представляет собой любой чистый цвет, за исключением черного и белого. ОТТЕНОК — цвет, смешанный с белым (например, красный — это цвет, а розовый — это оттенок). ТОН — цвет, смешанный с черным (например, темно-бордовый — это тон красного цвета). ПОЛУТОН — цвет, смешанный с серым. НАСЫЩЕННОСТЬ (интенсивность) цвета — например, красный цвет более насыщенный, чем его розовый оттенок или бордовый тон.
Цветовая
гамма состоит из двенадцати базовых цветов: трех основных (первичных),
трех составных (вторичных) и шести третьего порядка. Три первичных
цвета образуют равносторонний треугольник внутри круга. Три
вторичных расположены между первичными цветами и образуют другой
треугольник. Шесть третичных цветов располагаются между первичными и
вторичными цветами.
ПЕРВИЧНЫМИ (ОСНОВНЫМИ) цветами являются красный, синий и желтый; их
нельзя получить смешением других цветов, но из них можно образовать
любой другой цвет. ВТОРИЧНЫЕ цвета (зеленый, оранжевый, фиолетовый)
получают путем смешения двух основных цветов: красный и желтый цвета
дают оранжевый и т.д. ТРЕТИЧНЫЕ (цвета третьего порядка) получаются
при смешении основного и вторичного цветов: красно-фиолетовый,
желто-оранжевый, сине-зеленый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и
красно-оранжевый. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ цвета в цветовом круге расположены строго напротив друг друга и при смешении дают нейтральные цвета. Чистые
и яркие цвета расположены в широком центральном кольце цветового круга
(номера 4, 12, 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, 76, 84 и 92). В четырех
внутренних кольцах находятся оттенки первоначального цвета с
добавлением разного количества белого, а в трех внешних с примесью
черного. РАЗНОВИДНОСТИ ЦВЕТА. ХОЛОДНЫЙ
Представьте себе лед - сочетание голубого, зеленого и сине-зеленого.
Такие цвета затормаживают процесс обмена веществ в организме, поэтому
некоторые люди в помещении, выдержанном в холодных тонах, могут ощущать
даже легкий озноб. Действие глубокого синего цвета подчас оказывается
мощным и суровым, но одновременно и освежающе-чистым.
ГОРЯЧИЙ Глядя на насыщенный, яркий красный цвет, вы будто видите
саму природу огня. Доказано, что красный цвет является стимулятором,
повышающим активность и температуру тела, и даже побуждает сексуальное
желание. Горячие цвета агрессивны и привлекают внимание, поэтому широко
используются в сфере дизайна упаковки и рекламе.
ТЕПЛЫЙ В основе теплых цветов лежит красный, но в отличие от
горячих они смягчены добавлением желтого цвета, создавая слегка
возбуждающую гамму красно-оранжевого, оранжевого и желто-оранжевого
цветов. Эти цвета напрямую затрагивают сферу эмоций, и, кажется, что
они прикасаются к самой душе. Приятная и влекущая теплота делает
естественным их использование в домашнем интерьере.
ПРОХЛАДНЫЙ В основе прохладных цветов лежит синий, но в отличие
от холодных к ним добавлены желтый и красный, что дает богатую гамму
зеленых, голубых и фиолетовых тонов. Они воспринимаются как
успокаивающие, смягчающие и располагающие к размышлению и покою -
подобно медленно струящемуся потоку.
СВЕТЛЫЙ Светлые цвета едва ли можно назвать цветами в полном
смысле этого слова: они столь легки и прозрачны, что воспринимаются лишь
как слабый намек на цвет. Поскольку это оттенки цвета, близкие к
белому, они отражают свет, что придает легкое мерцающее свечение
картине или помещению. Светлые цвета раздвигают пространство, наполняя
его воздухом.
БЛЕДНЫЙ Бледные цвета это скорее, оттенки, то есть цвета в
сочетании со значительной долей белого (находятся в центральном кольце
цветового круга). Они кажутся нежными, мягкими - пастельными, вызывают
ассоциации с юностью, невинностью и романтизмом. Цвета эти принято
считать «женственными», их часто используют для создания парфюмерной
упаковки.
ЯРКИЙ Яркие цвета отчетливые и чистые, без явной примеси белого
или черного. Иногда при взгляде на них нам даже начинает казаться, что
эти сильные тона движутся, трепещут. Яркие цвета придают динамизм и
энергию графическому и рекламному дизайну, а также прикладному и
изобразительному искусству в целом.
ТЕМНЫЙ Темные цвета обладают сильным воздействием. Они мрачноваты
и как бы сужают пространство. Их используют в изобразительном
искусстве, интерьере и графическом дизайне в качестве контраста для
более светлых цветов, поскольку они способны передавать множество
оттенков настроения - от уверенного достоинства и сдержанности до
мрачной меланхолии. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ ГАММЫ (КОМБИНАЦИИ).
АХРОМАТИЧЕСКАЯ
Ахроматическая или бесцветная, гамма состоит из черного и белого, а
также полученной при их смешении гаммы серых тонов. Возможно создать
«теплые» и «прохладные» ахроматические цвета, если добавить красный,
желтый или синий цвета.
МОНОХРОМАТИЧЕСКАЯ Эта сдержанная спокойная гамма состоит из
одного цвета, его оттенков, тонов и полутонов, абсолютно сочетающихся
между собой. (66 69 71; 9 10 14; 42 47) в скобках указаны номера из цветового круга
ПЕРВИЧНАЯ Это самая главная цветовая гамма: здесь собраны чистые красный, желтый и синий цвета.
ВТОРИЧНАЯ Составная гамма состоит из оранжевого, зеленого и
фиолетового цветов. Они обладают освежающими и воодушевляющими
свойствами, а с помощью их оттенков и полутонов можно добиться весьма
тонкого живописного эффекта.
ТРЕТИЧНАЯ Существуют две третичные триады, состоящие из трех
третичных цветов, расположенных на равном расстоянии друг от друга в
цветовом круге. Это сине-зеленая, желто-оранжевая и красно- фиолетовая;
сине-фиолетовая, красно-оранжевая и желто- зеленая. Но можно составить и
другие третичные комбинации. (12 44 76; 27 64 95; 18 52 85)
РОДСТВЕННАЯ (АНАЛОГОВАЯ) Родственными считаются любые три цвета,
расположенные рядом в цветовом круге (в том числе их оттенки, тона и
полутона). Эти цвета выглядят очень гармоничными. (6 16 20; 3 10 95; 11
23 28)
ДИСГАРМОНИЧНАЯ (КОНТРАСТНАЯ) Дисгармоничная гамма выглядит смело и
несколько вызывающе. Для ее получения надо сочетать выбранный цвет с
гаммой, расположенной справа либо слева от дополнения. (11 65; 20 76; 37
91)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ В эту гамму включены цвета, занимающие в цветовом
диске точно противоположные позиции. Эти цвета усиливают друг друга и,
расположенные рядом, дают ощущение некоей визуальной вибрации. (20 65;
42 90; 4 50)
НЕЙТРАЛЬНАЯ Нейтральная гамма, столь мягкая, что представляется
почти прозрачной, состоит из цветов, которые нейтрализуются своими
дополнительными цветами. Нейтральную палитру можно еще больше расширить
добавлением белого и черного. (17 20; 3 50; 18 38)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ГАММА С ВКРАПЛЕНИЕМ (РАЗДЕЛЬНО-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)
Составляется из одной гаммы и двух гамм по обе стороны ее дополнения.
(37 52 90; 29 45 84; 14 32 72) САЙТЫ-ПОМОЩНИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С ЦВЕТОМ. Создание комбинаций: www.colorschemedesigner.com/ www.design-lib.com/color_tool_schemer.php www.design-lib.com/color_tool_mixer.php
Создание палитры по фото: kuler.adobe.com/#create/fromanimage www.palettefx.com/index.php Посмотреть готовые палитры пользователей: kuler.adobe.com/#themes/rating?time=30
Еще пара интересных ресурсов: labs.ideeinc.com/ - поиск фото по цвету, изображению. color.slightlyblue.com/ - поиск фото по цвету. ___________________________ Источник
|